21 Апреля 2021

Иван Будачёв: «Сейчас главные цели — дебютировать за „Динамо” и попасть в молодёжную сборную»

На прошлой неделе исполнилось полгода с тех пор, как состав «Динамо» пополнил голкипер Иван Будачёв. 19-летний вратарь рассказал о начале своей карьеры, адаптации в новом клубе и о том, что хотел бы перенять у Льва Яшина.

— Вы достаточно рано начали заниматься футболом — в 5 лет. Кто привёл вас в секцию?

— Это было моё желание. В четыре года родители отдали меня на карате. Там мне не очень нравилось, и я прозанимался меньше полугода. В то время мы с отцом постоянно смотрели футбол, и я проявил желание попробовать себя там. Меня отвели в школу «Коломяги», и мне там очень понравилось с самой первой тренировки.

— Ваш отец — футбольный болельщик?

— Не то чтобы болельщик. Просто большинство людей смотрит футбол с удовольствием, и мой папа из их числа. Сам же он мастер спорта по плаванию. Так что напрямую имеет отношение к спорту.

— Вы начали играть в нападении, но затем сами попросили поставить вас в ворота. Почему, ведь обычно в детстве все стремятся забивать голы?

— Да, поначалу я действовал в нападении, забивал, был одним из сильнейших в «Коломягах». Потом перешёл в СШОР «Зенит», где тоже играл в стартовом составе, был капитаном. Но меня постоянно тянуло в ворота. Когда выходили на тренировку с ребятами, я вставал в ворота и отбивал удары. На тот момент отец был против этого. Всё-таки полевой игрок и вратарь — слишком разные амплуа. В одном из контрольных матчей я отыграл первый тайм в поле, а на вторую половину меня поставили в ворота. Кайфанул неимоверно — отбил много мячей, пенальти отразил. После игры меня тренер похвалил и привёл к специалисту по работе с вратарями. Он со мной пообщался, и после этого разговора я начал тренироваться с голкиперами.

— Много пенальти за карьеру отбили?

— Прилично.

— Какой-то из них можете выделить?

— Самый запоминающийся отражённый пенальти был в матче за сборную России против команды Франции. Мы выступали на товарищеском турнире в Словении в 2019 году перед самым стартом отборочного этапа к Евро.

— Ваш первый тренер Алексей Поликанов выступал за «Динамо», где познакомился со Львом Яшиным. Часто ставил его в пример на тренировках?

— Не так чтобы часто, но ставил, конечно, и рассказывал, что какое-то время был вторым вратарём за ним. Алексей Анатольевич — мой первый тренер, который дал мне дорогу во вратарскую карьеру. Поэтому Лев Яшин стал мне ближе, чем другим ребятам. Существовала некая связь благодаря тому, что мой тренер играл вместе с Львом Ивановичем.

— Изучали биографию Яшина? Смотрели нарезки игр с его участием?

— Несколько лет назад изучал. Также на одном дыхании посмотрел фильм про него, который вышел не так давно. Возможно, фильм был больше ориентирован на обычного зрителя, но посмотреть было интересно. Ощутить всю карьеру Яшина, его жизнь, футбол тех времён.

— Какие качества Яшина вы бы хотели перенять?

— Всё в совокупности. Мне очень импонирует, что он был открытым человеком. Не так, как современные звёзды, которые, достигнув определённого уровня, могут полностью закрыться от обычных людей. Лев Иванович всегда был открытым человеком, мог и с обычными ребятами поиграть в футбол. Открытость и добродушие мне в нём очень нравились. А о футбольных навыках Яшина всем и так всё известно. Недаром он получил «Золотой мяч».

— Были у вас ещё в детстве кумиры?

— До сих пор мне нравится испанский голкипер Давид Де Хеа. Сесар Навас мне очень импонировал в «Интере». Постоянно наблюдал за его игрой в детстве. Икер Касильяс и Джо Харт нравились. А так, конечно, слежу за разными вратарями, учусь у них, что-то перенимаю. Считаю, что от каждого голкипера можно что-то взять и так двигаться в сторону идеала.

— Касильяс перед играми надевал носки наизнанку и дотрагивался до перекладины ворот. У вас есть предматчевые ритуалы?

— Было время, когда я сначала надевал правую бутсу, а потом левую. Но сейчас к футбольным суевериям отношусь проще. Можно следовать ритуалу и пропустить много мячей, а можно забыть о нём и отыграть хорошо. Всё зависит от настроя на матч. Стараюсь не зацикливаться на суевериях, а сосредотачиваться на своей игре.

«Хотел бы сыграть против „Манчестер Юнайтед” и Де Хеа»

— В 2017 году вас признали лучшим голкипером чемпионата России в своём возрасте. Чем запомнился тот турнир?

— Он запомнился выходом из группы и победами над фаворитами. Мы заняли третье место, а я отразил пенальти в матче за бронзу. В целом провёл хороший турнир. Тогда у меня была мотивация попасть в сборную России. Когда меня признали лучшим вратарём, мои шансы возросли. Правда, сначала вызов я не получил, но потом уже на более важные матчи меня пригласили. Жаль, что отменили элитный раунд юношеского Евро.

— Большое разочарование испытали после его отмены?

— У нас была такая группа, что всё зависело только от нас. Были шансы пробиться на чемпионат Европы, ведь в нашем возрасте подобралась очень сильная сборная. Элитный раунд неоднократно переносили из-за коронавируса, и было обидно, когда турнир окончательно отменили. Сейчас повсюду много ограничений. Нужно просто это принять и двигаться дальше. В этом году новый созыв в молодёжную сборную. И у меня есть цель попасть в эту команду.

— В детстве вы наверняка ходили на стадион «Петровский» и смотрели, как играл Александр Кержаков. А как вам работалось под его руководством в сборной?

— Когда я в возрасте 5 лет пришёл в футбольную школу «Коломяги», все ребята фанатели от Андрея Аршавина. Нам выдавали форму и спрашивали у родителей, кому какой номер. И вся команда хотела номер 10 Аршавина. Мы с отцом посовещались и решили, что возьмём 11-й номер Кержакова. И мой первый номер в карьере был 11-й. Так что для меня было символично, что впоследствии выступал под его руководством в сборной.

— Кержаков эмоционально ведёт себя во время матчей. Вам эмоции тренера передаются на поле?

— Как определённый кураж, мотивация — да. Но большинство подсказок не слышишь, потому что сконцентрирован на своих действиях и игре команды.

— Тренером вратарей в юношеской сборной был Александр Филимонов. Чему научились у него?

— Он много нюансов давал по футбольной методике, на которые я раньше не обращал внимания. Филимонов делился с нами тонкостями вратарского искусства, которые я потом начал применять на практике. И это дало мне определённую фору.

— На турнире в Уэльсе вы сфотографировались с Гаретом Бэйлом. С кем бы ещё из звёзд мирового футбола сделали селфи?

— В Дубае ещё фотографировался с Месутом Озилом. Но особой тяги к селфи нет. Так, если увижу кого-нибудь из мировых звёзд, то сделать фото на память — это здорово. Но больше всё же хочется сыграть против них на поле.

— Против кого особенно хотелось бы сыграть?

— Против Де Хеа и «Манчестер Юнайтед». Хотелось бы встретиться с испанцем в своеобразной дуэли.

«Интереснее играть против сильных соперников, когда есть моменты»

— В 17 лет вы подписали контракт с командой ПФЛ «Ленинградец» и быстро стали основным голкипером клуба. Насколько сложно было завоевать авторитет у более опытных игроков, чтобы командовать ими на поле?

— На самом деле, мне было легче играть во взрослой команде, чем оставаться в детско-юношеском футболе. В «Ленинградце» был тренер Борис Рапопорт, который верил в меня. И у меня не было какого-то мандража. С более опытными защитниками было проще, ведь они лучше понимали футбол.

Всегда интереснее играть против сильных соперников, когда есть моменты у моих ворот. В детско-юношеском футболе, кроме чемпионата России и Санкт-Петербурга, нам попадались слабые соперники. И там за матч могла быть пара моментов. Всё остальное время приходилось держать себя в тонусе. Когда появилось много моментов, начал чувствовать себя в игре. Так что какого-то тяжёлого перехода не было.

— Были проблемы с более опытными вратарями в команде?

— Конечно, когда кого-то вытесняют из состава, это вызывает определённое недовольство. Так всегда было. Я же доказывал делом своё право на место в составе, выполнял свою работу. А вратарский коллектив у нас был очень хороший. До сих пор общаемся с ребятами.

— ПФЛ – особая лига с выездами в необычные города. Какой у вас был самый запоминающийся?

— Самый необычный, наверное, Чита. Там ещё другой часовой пояс — вперёд на 6 часов. Приехав в этот город, мы увидели другую жизнь, которая явно отличается от Санкт-Петербурга, Москвы и других городов-миллионников. Запомнился один случай: мы вышли из торгового центра и увидели, как ребята лет по 12-13 столкнули со скутера своего сверстника и смеялись над ним. Контраст очень сильный был.

— В 27 играх за «Ленинградец» у вас 13 матчей на «ноль». За своей статистикой следите?

— Слежу. При этом не придаю ей какого-то большого значения. Конечно, приятно играть на «ноль». Каждый раз ставлю себе такую цель. Для вратаря это очень важно.

— Ставите себе цель попасть в Клуб Льва Яшина?

— Конечно. Я думаю, это мечта любого вратаря. Однако на данный момент цели у меня более приземлённые. Ближайшие из них — дебютировать за основу «Динамо» и сыграть за молодёжную сборную России.

— В 2019 году вы почти перешли в «Зенит», но в последний момент передумали. Что вас остановило?

— Меня приглашали в «Зенит» не один раз. Я согласился, потому что меня привлекли возможность поучаствовать в Юношеской Лиге чемпионов и место в составе. Встречался с Вячеславом Малафеевым, который мне всё это предлагал. На тот момент я не был явным первым номером в «Ленинградце», и вариант с «Зенитом» мне понравился. Однако в питерском клубе пробиться в основу очень сложно. Я много с кем советовался, подумал и решил, что мне лучше развиваться постепенно и набраться опыта во второй лиге. Когда я начал выступать в основе «Ленинградца», клуб меня уже сам не отпустил. Сейчас понимаю, что всё правильно сделал — и в сборной поиграл, и за «Ленинградец» провёл хороший период. Сейчас я в «Динамо» и ни о чём не жалею.

— Тренер вратарей «Ленинградца» Илья Наумов говорил, что вы хорошо играете ногами. Раньше в этом компоненте всем в пример ставили Мануэля Нойера, следите за ним?

— Вообще я смотрю подборки с участием всех топовых вратарей и что-то перенимаю для себя. Определённые качества мне позволила развить игра нападающим в детстве. Кроме того, всегда нравилось действовать в поле во дворе. Теперь чувствую себя непринуждённо, когда играю ногами.

— В одной из ваших первых игр в ПФЛ вы пропустили гол, попытавшись обыграть соперника в своей штрафной. Часто так рискуете?

— Такие действия совершаются на автомате. Ни в коем случае не делаю это на публику. Если чувствую, что можно пойти в обыгрыш, то пользуюсь этим. Есть вратари, которые делают это специально и потом попадают на YouTube. У меня такой цели никогда не было. Всё-таки футбол — это спорт, а не шоу.

Этот гол случился в матче против «Родины», где на тот момент тренером вратарей был Филимонов, и это было перед отборочным раундом на Евро. После встречи он ко мне подошёл и сказал, что предупредил нападающих своей команды о моей манере игры. Потом я пересматривал этот эпизод и убедился в том, что форвард заранее знал куда бежать. Это был технический брак, который я проанализировал и больше не допускал.

— Легко забываете подобные ошибки?

— Ошибки случаются у всех. Надо делать всё, чтобы их было меньше, а лучше вообще исключать. Но ошибаются все, это человеческий фактор, и нужно к этому относиться спокойно.

— Специалисты среди ваших сильных качеств отмечают психологическую уверенность. Как-то её прокачивали? Занимались ли с психологом?

— С психологом не занимался. Просто сам анализирую ситуацию. Читаю статьи и делаю из них выводы. В раннем возрасте переживал из-за голов. Тренеры говорили мне забыть и играть дальше. Когда смотришь футбол и видишь, что ошибаются игроки, получающие миллионы, а тебе до них ещё расти и расти, становится проще. Мне нравится заниматься самоанализом, изучать психологические термины.

— Где находите специальную литературу? Или предпочитаете смотреть ролики?

— Ищу мотивационную литературу в интернете. Также узнаю что-то новое во время учёбы на спортивном факультете. Разговариваю с тренерами и преподавателями. Со многими можно пообщаться и обсудить интересующие моменты. В интернете встречаются вратарские сообщества. Там есть информация относительно требований, предъявляемых современным голкиперам. Читаешь, берёшь информацию и формируешь своё мнение.

— На кого учитесь?

— На учителя физкультуры. Потом можно переквалифицироваться на тренера.

— Тяжело совмещать?

— Нелегко. Но я получил индивидуальный график и потихоньку во время сборов вечерами выполнял задания. В этом плане пандемия дала какие-то плюсы и позволила учиться дистанционно. Когда учились очно, было тяжело приезжать. Зимой и летом езжу закрывать сессии. Учёба в любом случае нужна, вижу в этом только плюсы.

— Свободного времени сейчас не остаётся?

— Практически нет, вдобавок ещё английский язык подтягиваю. В «Динамо» многие ребята разговаривают на нём. Хочется быть с ними на одной волне. Пока занимаюсь самостоятельно. Попросил нашего переводчика Захара скинуть мне обучающие ролики. По ним и занимаюсь. Думаю, мне под силу самому выучить разговорный английский. Практика и желание — это главное.

«Перед переходом долго не думал, ведь «Динамо» — великий клуб»

— Перед переходом в «Динамо» у вас было несколько предложений от клубов Премьер-Лиги, почему выбрали именно бело-голубых?

— Советовался с тренерами «Ленинградца», смотрели на предложения. Речь не о финансовой составляющей, а об игровой практике. У нас есть фарм-клуб — «Динамо-2», за который я могу выступать. Это большой плюс. Считаю, что вратарь должен всегда играть. Сейчас конкурировать с Антоном Шуниным очень тяжело. Всё же он является первым номером сборной России. Тренировки с ним приносят большую пользу. К тому же «Динамо» — великий клуб, клуб Льва Ивановича Яшина, поэтому долго я не думал.

— В «Динамо» вы сразу начали тренироваться с основой. Какое упражнение из арсенала Дмитрия Изотова самое сложное?

— В «Динамо» вообще нет лёгких упражнений. Так что какое-то одно выделить не могу.

— Как вам его система подготовки?

— Мне всё нравится. Какие-то упражнения видел раньше, с какими-то сталкиваюсь впервые. В «Динамо» чувствуется уровень Премьер-Лиги, готовность и мотивация ребят. Все упражнения поставленные. С каждой тренировки черпаю для себя что-то новое, анализирую, стараюсь исправлять то, что не получается, и улучшать те моменты, которые получаются.

— Конкуренция между вратарями — это всегда особая история. Как вас приняли в команде? Шунин с Лещуком помогают?

— В каких-то вопросах Шунин подсказывает в силу своего опыта. Атмосфера в нашем коллективе дружелюбная, спокойная.

— Помимо вратарей, с кем больше всего в команде общаетесь?

— Со многими общаюсь. Но больше всего с Саней Кутицким, Вовой Москвичёвым, Фомой (Даниил Фомин – прим. ред.), Скопинцевым. Ну и с остальными ребятами. Игоря Школика знаю с пяти-шести лет. Он начинал вместе со мной в СШОР «Зенит». Коллектив хороший, мне всё нравится.

— Вы три с лишним месяца находились без игровой практики, только тренировались. Насколько сложно было входить в ритм в матчах за «Динамо-2»?

— Сложно было максимум минут 10 первого контрольного матча, когда понадобилось время, чтобы вспомнить всё. Затем уже как по маслу игра давалась.

— Тяжело играть с партнёрами, с которыми не тренируешься?

— Это вносит определённые коррективы. Ориентируюсь на общие правила футбола, поэтому особых трудностей не возникает. Просто надо своим подсказом заставлять игроков открываться под тебя, двигаться, и всё будет нормально.

«Пока все мысли о футболе»

— На сборах вы вместе с командой ходили купаться в холодном море. Участвовали в крещенских купаниях впервые?

— Да, хотя последние два-три года себя настраивал. Но всё время какие-то обстоятельства вмешивались. Вот теперь начал с малого и теперь в России регулярно планирую это делать. По окончании первой части сезона ходили с ребятами из команды в баню. Там была ледяная прорубь, я в неё нырнул и понял, что уже хочу сделать это на Крещение.

— Какой самый экстремальный поступок вы совершали в жизни?

— Я не любитель экстрима, который угрожает здоровью. В будущем хотел бы прыгнуть с парашютом с самолёта и с обрыва на тросе. А так, катался на различных аттракционах. Люблю безопасный экстрим, люблю автомобили. Для футболиста здоровье важнее всего, поэтому к подобным развлечениям подхожу с умом.

Из такого экстремального помню, как получил права и за первые 20 минут езды мне пришло три штрафа за превышение скорости. Там было ограничение 60, а я ехал 90. Но я за рулём себя уверенно чувствую. Любовь к автомобилям — это отдельная история. С самого раннего детства мне нравилось всё, что с ними связано. Мы с папой коллекционировали машинки и собрали в районе двух тысяч. Лет с 12 считал дни, когда смогу получить права.

— За «Формулой-1» не следите?

— Следил за драг-рейсингом. Нравилось наблюдать, как ребята сами дорабатывали свои машины и потом на них участвовали в заездах. В «Формуле-1» же машины особенные, не те, что можно встретить на дороге в повседневной жизни, так что это мне менее близко.

— Насколько комфортно ощущаете себя в Москве?

— Пока не могу сказать, что полностью адаптировался. В основном, провожу время на базе. Выбирался несколько раз в центр погулять, когда в гости приезжала девушка. Потихонечку освоюсь. Хотя до этого много раз бывал в Москве, когда приезжал на матчи Второй лиги и чемпионат России по юношам. Не могу сказать, что этот город мне в новинку. Многие места мне знакомы.

— Часто видитесь со своей девушкой?

— Нечасто. Когда появляется свободное время, могу съездить к ней, либо она приезжает ко мне в гости. Получается где-то раз в месяц. Пока все мысли о футболе. Нужно добиваться своих целей, а остальное придёт.

— Для вас футбол на первом месте, а что на втором?

— На второе место поставил бы совершенствование и образование. Ну и семью, конечно.

— Какая музыка вас мотивирует? Что слушаете перед матчами?

— Я меломан и могу слушать самую разную музыку. L’One иногда мотивирует. Во время выступлений за СШОР «Зенит» вместе с другом слушали Михаила Боярского. Песня «Спасибо, родная» нас так мотивировала, что мы выходили и буквально «убивали» на футбольном поле. В каждой песне стараюсь вслушиваться в слова. 


Партнёры