Интервью
30 Сентября 2019

Интервью Евгения Чернова: про тот самый сэйв, любовь к «Ливерпулю», литературе и Gran Turismo

Внутри истории про «Зенит», мистическую результативность и Райана Гиггза. У «Ростова» два незаменимых игрока. В этом сезоне Рагнар Сигурдссон и Евгений Чернов провели по 990 минут (за 11 туров), у крайнего защитника еще и три ассиста. Чернов больше полугода зажигает на Дону: работоспособность, спокойствие и тот самый двойной сэйв в матче против «Локомотива» (2:1), после которого к Евгению пришла международная известность.  

Чернов пробился наверх из молодежки «Томи», взял Кубок России с «Тосно» и не получил реального шанса в «Зените». Сейчас в турнирной таблице его команда выше чемпиона.

– Ты постоянно гоняешь на родину в Томск. Что там классного?

– К сожалению, я там не так часто. В Томске живут родители и друзья. Любимое место? Все просто – родительский дом.

– Ты покатался по ФНЛ и ПФЛ. Подземелье нашего футбола – это романтика или дичь и грязь?

– Мне повезло, я попал в хорошую команду – «Газовик». Условия – сумасшедшие, и второй лигой вообще не пахло. У нас была задача выйти в ФНЛ, мы ее выполнили. А если говорить про инфраструктуру в ПФЛ в целом… Есть, например, город Новотроицк – там тоже должен быть футбол. Это же не игрушка для хорошо развитых регионов, а спорт для всех.

У футбола должна быть социальная функция, ведь его любят везде. Пусть народ ходит на трибуны и в столицах и в глубинке. Или возьмем мой родной Томск: если убрать оттуда команду, на какие спортивные мероприятия будет ходить город? Что там еще смотреть?

– В январе 2016-го тобой заинтересовались «Краснодар» и «Зенит». Твои ощущения в тот момент.

– Я же не мог до потолка прыгать. Это приятная новость, но рабочая. В итоге я оказался в Питере. Несмотря на все годы в «Зените», мне кажется, я сделал правильный выбор. Меня изначально брали для «Зенита-2» и на перспективу. Понимал, что до основы нужно дорасти.


– То есть ты не ориентировался на грустные примеры молодежи в «Зените»?

– Меня не брали в первую команду, я не был в типичной ситуации «молодой русский и «Зенит». Поэтому предыдущие примеры, когда у пацанов не получалось и они оседали на лавке, на мою историю не похожи. Меня брали в структуру и не на самый высокий уровень. А молодые люди легко переходят в топ-клубы на хорошие условия, потому что готовы рисковать, хотят всего и сразу.

– В итоге тебя отдали в аренду «Тосно». Это был определяющий сезон?

– Нет. Конечно, я стабильно заиграл в премьер-лиге в основе, бонусом получил вызов в сборную России, но это не определяющий сезон, после которого стало бы понятно, наверх я или обратно вниз. Я так вообще не рассуждаю.

Была еще победа в Кубке России. Но все это очередной этап. Потому что после я не взлетел и не упал. Но, безусловно, сезон в «Тосно» получился насыщенным и классным. Ведь кроме спортивных успехов я нашел хороших друзей, с которыми общаюсь до сих пор.

– В «Зените» ты мог сыграть в РПЛ, а через три дня – в ФНЛ. Как настраиваться в такие моменты?

– Непросто. Это не похоже на самые популярные сценарии, когда ты играешь весь сезон в ФНЛ, а тут у тебя шанс проявить себя в премьер-лиге. Или наоборот: рубишься в РПЛ много времени и резко спускают до второй команды. У меня не было воодушевления или расстройства.

Мне кажется, я справился неплохо, прыгая туда-сюда. Изначально себя на такой режим настраивал. Проблем не было.

– Не обидно, что «Зенит» не дал реального шанса?

– Никогда в жизни ни о чем не жалею. Смысл? Я живу сегодняшним днем. Все, что дал «Зенит», я принял, поблагодарил коллектив и пошел дальше.

– В прошлом году «Зенит» стал чемпионом, ты провел 5 матчей, но тебе не дали медаль, не нанесли фамилию на чемпионские майки. И это не обидно?

– Не поверишь, медалька будет. Скоро заберу ее. Конечно, мне было бы приятно оказаться на чемпионских майках, ведь я тоже сыграл определенное количество времени и принес результат. Думаю, это немало. Хотелось быть на футболке и сохранить ее на память как что-то важное. Наверное, у людей была такая эйфория, что они обо мне не подумали. Или забыли. Но ничего страшного, я не пострадал.

– Ты уже чуть больше полгода в команде у Карпина. Как оно вообще?

– Я немного знал о ситуации в «Ростове» и какие ребята тут собраны. На тот момент команда шла на пятом месте, всем нравился футбол «Ростова». Мне тоже. Так что я легко сделал выбор.

Сейчас, это понятно, я ни капли не жалею. Мы в лидерах, тренерский штаб у нас просто роскошный. В клубе все очень профессионально и продумано до мелочей. Наверное, именно это дает положительный результат.

– Физуха в «Ростове» одна из самых сложных. Ты киборг? Носишься без отдыха все 11 туров.

– У нас энергозатратный футбол, поэтому большую роль играет восстановление. В России с этим есть проблемы. Где-то не следят, как ты восстанавливаешься. Но в серьезных клубах контролируют каждый шаг и составляют восстановительный график. И это реально работает. Иначе мы бы так не бегали.

– В этом сезоне ты часто оказываешься на месте центрфорварда в последние минуты матча, задерживаешься после стандартов. Это новая роль?

– Нет, стечение обстоятельств. Когда нужно отыгрываться и забивать – я у чужой штрафной. Когда мы побеждаем, меня там быть не должно. Задержаться после стандарта тоже могу. Но чаще в штрафной вы меня не увидите. Ищите меня слева на фланге!

– Твое великое спасение в матче с «Локомотивом». Воссоздай эпизод посекундно.

– Действовал по ситуации. Была подача с фланга на Смолова. Вижу: мяч в воздухе задерживается, а Федор разбегается и готовится выпрыгнуть. Когда ты в статике, а соперник набегает – у него преимущество. Интуитивно побежал страховать вратаря. При первом спасении успел немножко подумать. Второе – чисто на рефлексах.

– Как ты умудрился прыгнуть спиной на мяч?

– Там без вариантов. Выбивая его, я прокатился в ворота и параллельно заметил, что отскок у Джорджевича. Теперь думать было некогда. Как только шипы воткнулись в газон и сцепление с полем возобновилось, я прыгнул. Это удачное стечение обстоятельств.

– Что было после финального свистка?

– Телефон завалили сообщения. Некоторым спас ставки! Все кайфанули: я, команда, болельщики. Появилось много мемов, присылали и видео.

– Какой мем запомнился больше всего?

– В прессу такое рассказать не могу. Но это было очень смешно!

– После сейва transfermarkt посоветовал топ-клубам скорее тебя купить, испанцы назвали это спасение главным за 10 лет. Международный шум добрался до тебя?

– У меня вдвое увеличилось количество подписчиков в инстаграме. И так было много, четыре тысячи, а теперь восемь. Но большое значение этому не придаю. Я рад, что тогда в Москве заработали три очка. Все остальное – приятный бонус.

– У тебя мистическая результативность: ты часто забиваешь перед днем рождения. За три дня до него, 20 октября, «Ростов» играет с «Зенитом». Отгрузишь бывшей команде?

– Так просто получается! Хочется забивать и отдавать больше, но ничего обещать не могу. Пока не забивал, но, надеюсь, скоро это изменится. Может, буду забивать чаще, чем раз в год.

– Твой инстаграм – необычайно семейный. Как познакомился с женой?

– Мы со школы вместе. Поэтому необычной истории у нас нет. Она со мной с самого начала карьеры: молодежка, вторая лига, ФНЛ и вышка. Совершенствуемся вместе! Мне очень повезло с супругой, спасибо ей за поддержку. Каждый следующий год сближает нас еще больше.

Наша футбольная жизнь нравится и ей и мне: новые города, переезды, новые задачи. Это очень интересно.

– В инстухе есть еще две интересные темы. Ты фанат «Ливерпуля»?

– Не знаю почему, но с детства нравился этот клуб. Может, из-за Бенитеса и Лиги чемпионов, финала в Стамбуле. Потом я отошел от переживаний за конкретную команду и сосредоточился на красивых матчах. Но многие друзья у меня по-прежнему топят за конкретные клубы: близкий друг фанатеет от «МЮ» и смотрит все их матчи, даже если они по томскому времени в четыре утра.

Ну и я как-то предложил жене тоже начать топить за какую-то команду. Она предложила «Ливерпуль», хотя не знала, что в детстве я от него тащился. Судьба! После заказал себе, жене и дочке майки и теперь следим. На «Энфилде» пока не был, но в планах слетать в Англию в декабре.

– Тебе нравится футбол Юргена Клоппа?

– Он всем нравится. Это атака, постоянный прессинг. Это интересно смотреть. Но в то же время «Ливерпуль» не забывает про оборону, там отрабатывает каждый.

– Как оценишь Робертсона и Александер-Арнольда, играющих на краях обороны?

– Очень нравятся. Я тоже хочу много играть в атаку и надежно действовать в обороне. У каждого в прошлом сезоне больше десяти ассистов. Это космос. Арнольд и со стандартов делает голевые, а Робертсон – чисто игровые моменты.

– При этом лучшим левым защитником мира ты считаешь Марсело. Почему?

– Потому что играет столько лет на высочайшем уровне.

– Еще я слышал, что ты кайфуешь от молодого Юрия Жиркова. Но в последних матчах он и в 36 лет в порядке.

– Жирков – живая легенда и пример. У него надо спросить, как он сохраняет такие кондиции. Наверное, это режим. Ну и его техника – этого не отнять. Я пересекался с ним в «Зените», он космический профессионал.

– Третья особенность твоего инстаграма – собака.

– Обожаю своего пса! Как у нас ребенок появился, мы запереживали: как собака примет нового члена семьи? Слышал, что иногда с принятием детей у них бывают проблемы. Но наш сразу принял дочь, так сказать, в свою стаю. Мы счастливы, потому что они лучшие друзья.

Мы любим автомобильные путешествия (Gran Turismo) и на время поездок оставляем собаку на передержку у знакомой женщины. Как-то раз он загрустил: перестал есть, похудел, стал плохо себя чувствовать. А у меня еще сборы после отпуска, времени вообще нет. На третий день терзаний забрал пса домой и он быстро пришел в норму. После того случая всегда берем его с собой.

– Куда гонял на машине?

– Из Томска, понятное дело, до Европы далеко, поэтому первое автомобильное путешествие состоялось после переезда в Питер. За 19 дней проехали семь с половиной тысяч километров. Крайняя точка – Франция, Лазурный берег. До этого посетили Италию, Германию, Австрию, Чехию и другие страны. В больших городах останавливались на пару дней, погружались в культуру.

Сейчас я в Ростове, поэтому мы бы хотели съездить в Грузию. Но пока сделать это не можем.

– Я знаю, ты много читаешь. Всегда это любил или постепенно пришел к литературе?

– Периодами. У футболистов, кто бы что ни говорил, много свободного времени. Автобусы, самолеты, отели – не хочется залипать в телефоне, поэтому нравится читать. Ставлю эксперименты, беру очень разные книги, что-то заходит и наоборот.

Сейчас любимый жанр – спортивные автобиографии. Это близко, живо и бодро.

– Что из последнего запомнилось?

– В книге Джеррарда много психологии. Помню, Стивен рассказывал, как уговаривал Суареса остаться в «Ливерпуле» еще на год: есть возможность взять титул и войти в историю. Чемпионство не взяли, но Суарес остался.

Сэр Алекс Фергюсон рассказывал про Гиггза, почему у него не было мышечных травм. Оказывается, Райан занимался йогой. Я тоже задумался! Обязательно попробую. Еще он писал, что Гиггз никогда просто так не падал, считал это неприемлемым. И я, играя за «Тосно» в Кубке России в четвертьфинале с «Лучом», получаю в чужой штрафной по ногам и не падаю! После матча прилетело от партнеров: это же был чистый пенальти. Начал рассказывать ребятам, что это все умные книжки. Воспользовался советом в ненужное время в ненужном месте.

– Посоветуй пару книг. Чтобы на одном дыхании.

– Весь Дэн Браун, «Белый клык» Джека Лондона и «Айвенго» Вальтера Скотта.

– Какие цели поставил перед собой на этот сезон?

– Добиваться результата вместе с командой и забраться как можно выше в турнирной таблице.

– Это пресный и стандартный ответ!

– Это реально так! Не думать же мне о голах и ассистах, когда командный успех ценнее.

Партнёры