- RU
- EN
Фомин — о Дзюбе, несостоявшемся переходе в «Спартак» и мечте поехать в США
Полузащитник «Динамо» и сборной России Даниил Фомин в эксклюзивном интервью Eurostavka отреагировал на слова Артема Дзюбы о русских скупердяях, рассказал о несостоявшемся переходе в «Спартак» и вспомнил, что сказал Станислав Черчесов после 0:5 с Сербией.
– Звучит немного странно, но ты уже полтора года в сборной.
– Почему странно?
– Кажется, что ты по-прежнему воспринимаешься как человек новый в этой команде, где есть Дзюба, Жирков и так далее. Как сильно за это время изменилась сборная России?
– Наверное, эти изменения начались именно с моего приглашения в команду. Я не застал таких глыб, как, к примеру, Акинфеев. Тяжело сравнить. А так – да, добавляются потихоньку молодые ребята, уже второй сбор проводят. Новая кровь должна вливаться, без этого никуда. У Станислава Саламовича это проходит спокойно: первый сбор нужно привыкнуть к требованиям, познакомиться со всеми. Все в плавном режиме.
– В целом, если сравнивать с ноябрем 2019 года, есть изменения в сборной?
– Нет. Как с первого дня чувствовался масштаб, так и сейчас. Это главная команда страны. Для игроков – восстановление, питание, любые процедуры – пользуйся чем хочешь, только играй в футбол.
– А если взять чемпионат мира-2018: сейчас ощущается больше хейта по отношению к сборной?
– Я, как и все, радовался в 2018 году. Может, есть такое, что давления немного больше. В околофутбольных кругах ходят разговоры, мол, лига не та у нас, сборная не та. Но в команде об этом не говорят. У нас классная атмосфера, готовимся к Евро.
– Дзюба – безоговорочный лидер сборной, но ему уже за 30 лет. Кто может перехватить это звание у Артема?
– Еще одного такого тяжело найти. В плане атмосферы и шуток есть Дзюба и все остальные. Из молодых, наверное, Саня Соболев может примерить на себя эту роль.
– Чувствуется, что между Дзюбой и Соболевым есть соперничество?
– Конкуренция, конечно, есть. Оба нападающие, оба хотят играть на чемпионате Европы. Было бы странно, если бы этого соперничества не было.
– Но при этом Дзюба раскрепощен, а Соболев иногда даже агрится.
– Ну, у Дзюбы опыт большой. Он провел чемпионат мира-2018, до этого играл на Евро-2016. Знает, как готовиться. Все покажут игры на чемпионате Европы.
– Дзюбу захейтили за костюм Дэдпула, в котором Артем появился на награждении после чемпионства «Зенита». Как думаешь, почему?
– А что про него писали?
– Что опять он выделяется. Плюс писали грязные вещи: персонажа Дэдпула в фильме страпонили. Не любят Дзюбу, в общем.
– Мне кажется, что поэтому Дзюба и особенный. Он может выйти в костюме Дэдпула и отпраздновать чемпионство. Когда выиграл третий подряд титул, можно себе позволить.
– Еще Дзюба назвал русских «скупердяями»: мол, в Европе все отлично восприняли его перформанс, а наш народ как всегда.
– Я про русский народ не могу так сказать. Думаю, это связано с тем, что Дзюба играл в «Спартаке» и «Зените». Болельщикам «Спартака» неприятно это видеть.
– Жиркова называют дедом. Неужели в России нет кого-то помоложе 37-летнего Юрия?
– Я когда в первый раз приехал говорил, что мне понравился Головин. Но Юра мне тоже сильно понравился: человек не делает ничего лишнего, все в такт. Если нужно подать, он сделает все четко девять раз из десяти. Чувствуется уровень. Возраст? Ибрагимович играет в 40 лет, почему у нас не может так быть? Юра в любой игре сборной выглядит достойно.
– Ты говорил, что ориентируешься на Бускетса. В чем тебе нужно прибавить, чтобы хотя бы немного приблизиться к нему?
– Во всем надо прибавлять. Сейчас, правда, с Бускетсом уже параллели не совсем корректно проводить – уже другие игроки на его позиции на первых ролях.
– Кто в России по итогам сезона стал лучшим на твоей позиции?
– Нобоа и Крыховяк.
– При этом оба возрастные.
– Я им в паспорт не смотрел, только на то, как они играют. И в атакующей фазе они очень полезны, и в обороне помогают.
– Ты не перешел в «Тамбов», потому что Талалаев видел тебя на позиции выше, чем ты играл. Сейчас видение изменилось?
– Да. В «Динамо» стал повыше играть и больше удовольствия получаю – голы, передачи. Начинаешь невольно думать: наверное, Андрей Викторович был прав, видел мой потенциал.
– Ничья с Молдовой вызвала мощный резонанс в обществе. Ты ощутил на себе весь этот хейт?
– Нет, хотя провел весь матч. Первые впечатления – сыграл достойно, несмотря на результат. Те же телеграм-каналы писали, что Фомин воспользовался шансом. Были двоякие впечатления. Конечно, если мы хотим добиваться каких-то целей, то надо выигрывать такие матчи. От этого было расстройство. Но рад, что получилось отметиться, немного выделиться. Можно занести этот матч себе в актив.
– А какие ощущения были, когда ты наблюдал за тем, что пишут о партнерах и о Черчесове? Досталось тогда всем и очень прилично, в том числе от Карпа.
– Когда играешь вничью с Молдовой, другого и не ожидаешь. Я понимал, что будут ругать. Но не помню такого, чтобы читал и думал: «Совсем чересчур нашу сборную хейтят». Старался меньше читать даже. Сейчас учусь относиться одинаково и к похвале, и к критике.
– Почему Россия так часто играет неудачно с не самыми сильными соперниками?
– Не помню такого, кроме матча с Молдовой.
– Я про ретроспективу в целом. Можем обыграть Испанию или Францию, а потом плохо сыграть с Кипром или Молдовой.
– Взять ту же Мальту: мы выиграли, но после матча писали, что могли сыграть и получше. А Мальта в следующей встрече взяла и обыграла Словакию. Понятно, что нам нужно выигрывать. Но любая команда может потерять очки со сборной-карликом.
– 0:5 с Сербией. Ты провел весь матч на скамейке, о чем думал?
– Матч, конечно, неудачный. Первый раз в карьере я так сидел и видел, как неудачно играет моя команда. Был в недоумении. Но, опять же, любая команда так может сыграть: бывает день, когда «Бавария» обыгрывает «Барселону» 8:2. Казалось бы, играет «Барса», а им восемь закидывают. Бразилия на домашнем ЧМ-2014 проиграла Германии 1:7. Такое бывает. Не хотелось бы, чтобы такое происходило с твоей командой. Это был неудачный день для нас всех – болельщиков, игроков и тренеров.
– Внутри не подумал: «Слава богу, что я не вышел»?
– Ну, в такую игру тяжело было войти. Возможно, и проскакивала такая мысль. Но в сборной всегда хочется играть – это то, о чем мечтаешь с детства. Если бы вышел, обрадовался бы, потому что получил бы определенный опыт. В таких матчах тоже надо играть, выносить плюсы, заносить себе в копилку.
– С Мальтой также вышло криво. Тебя заменили сразу после гола Мбонга во втором тайме. В тот момент не показалось, что может случиться вторая Молдова?
– Волнительно было, потому что 2:1 – это всегда скользкий счет. Любой стандарт или рикошет, и потом из этого можно уже и не вылезти. Я успокоился, когда мы третий забили – знал, что победа. Рад, что поучаствовал в этом, голевую передачу на Дзюбу отдал.
– Как Черчесов реагировал на происходящее по итогам этих матчей?
– Сложно сказать, я уже и не помню. Помню, когда приехали, нам предстояло еще две игры. Хотелось набрать максимум очков. Тренер настраивал, чтобы мы начинали играть уверенно сразу. Поэтому на первый же матч настрой был серьезный. Выиграли два, один получился неудачным.
– Как прошла твоя первая встреча с Черчесовым?
– На сборе, я тогда еще за «Уфу» выступал. Вызвали к Саламычу. Пришел, поговорили об игре за клуб, о позиции – лучше повыше или пониже. Черчесов сказал: «Давай, привыкай, проявляй себя». Пожелал удачи и всё. В целом, раз задержался в сборной, значит у меня получилось.
– Он спрашивал, на какой позиции тебе удобнее играть?
– В «Уфе» я играл и выше, и ниже. Саламыч сказал, что пониже им больше нравится. Я сказал, что мне тоже, но в принципе без разницы. Для меня не проблема – я комфортно чувствую себя на обеих позициях.
– В чем особенность Черчесова? Почему он – единственный успешный тренер, который добился результата со сборной, ну кроме Хиддинка?
– Он требовательный. Дисциплина опять же - потому что порядок бьет класс. Сборная России при нем – олицетворение этого девиза. Могут играть в четыре защитника, могут в пять. Гибкость тоже важна. Эти качества, наверное, основные.
– Когда ты в последний раз видел Черчесова в ярости?
– После Сербии, он разговаривал на повышенных тонах. Основной посыл был – нельзя проигрывать 0:5, вся страна смотрит и переживает. Нельзя позволять себе так безвольно играть.
– Ты говорил, что Евсеева в «Уфе» все уважали и что он хороший тренер. Почему?
– Во-первых, был результат. А когда есть результат, то и атмосфера в команде соответствующая, после побед в раздевалке всегда весело. У Валентиныча классное чувство юмора, самоирония. Мог байки рассказать. Дисциплина в полном порядке, все было четко, хоть он и не штрафовал, к примеру, за лишний вес – только предупреждал.
– Кто из тренеров, с которыми ты уже поработал, в перспективе мог бы приблизиться к тому уровню, на котором сейчас Черчесов?
– Евсеев может стать хорошим тренером. Еще бы выделил Калешина из «Балтики», я с ним работал в академии «Краснодара». Он фанат футбола, ну и в целом хороший человек и тренер.
– За счет чего Калешину удается донести до молодых футболистов те или иные вещи?
– Сейчас он уже не детей тренирует, но когда я был у него в академии, он хотел, чтобы мы не боялись играть. Мол, ошибся – ничего страшного. Калешин – фанат «Барселоны», как и я. Он хотел, чтобы мы разыгрывали мяч накоротке, играли в тики-таку. Очень импонировал мне этот тренер, запомнился этим. Мы с ним хорошо выступали, его подход – добиваться результата через игру.
– Почему воспитанники «Краснодара» так редко попадают в основной состав?
– Я не знаю, трудно очень сказать.
– Давай порассуждаем. С одной стороны, Галицкий мечтает об 11 воспитанниках в составе, что в очередной раз подтвердил в фильме о клубе. С другой стороны, он делает ставку на крутых легионеров. Или вот приходит, например, Скопинцев, у которого зарплата намного больше, чем те копейки, которые получают местные ребята типа Игнатьева. И в итоге они уходят.
– Пришел Скопинцев – и что? Это же не значит, что Игнатьев якорь бросил и не будет играть. Все, в первую очередь, зависит от доверия. Да, в «Краснодаре» покупают легионеров. А вот в «Динамо», например, в зимнее трансферное окно никого не купили. Оп – и молодежь шансом воспользовалась. От доверия очень многое зависит.
– Просто такой диссонанс: говорит одно, вбухивает кучу денег в академию. А в результате никого к основе не подпускают.
– Если бы я остался, может, играл бы в «Краснодаре-2» в свои 24 года. И никакой сборной России не было бы. У меня своя история. Я рад, что ушел из «Краснодара».
– Почему Галицкий так жестко обращается с агентами?
– Со мной никаких проблем в этом плане не было. У меня был агент. И я в определенный момент дал понять, что хочу уйти. Мне никто не говорил, что нельзя агента иметь.
***
– Ты хорошо играешь в шахматы. У них есть что-то общее с футболом?
– Только то, что надо много думать – и там, и там.
– Многие считают, что футболисты как раз - в основном недалекие люди.
– Не поддерживаю эту мысль. Не знаю, правда это или нет, но один из Старостиных сказал: «Глупые люди в футбол не играют». Мне нравится эта фраза.
– Какие из шахматных навыков помогают тебе в футболе?
– Я не рассматриваю шахматы для того, чтобы лучше играть в футбол. Только для досуга: кто-то книжку читает, кто-то играет в приставку, а я – в шахматы. Там нужно думать на несколько шагов вперед. Можно косвенно связать это с тем, что в футболе нужно еще до приема мяча иметь несколько вариантов развития атаки и быстро принимать решения.
– В сборной кто-то играет в шахматы?
– Нет, пока не видел никого.
– А в «Динамо»?
– Начальник команды играет. Но мы еще друг с другом не играли.
– В «Уфе»?
– Со вторым вратарем часто играл, с Лехой Черновым.
– Хорошо играет?
– Нет, поэтому и приятно было - побеждал все время.
– Самый сложный соперник, с которым ты играл?
– Отец, наверное. Играть научил дедушка, но с отцом в отпуске мы можем поставить доску и в удовольствие поиграть.
– Известный факт: ты обыграл Галицкого. Помнишь ту партию?
– Было просто приятно победить, потому что это последний раз, когда я мог против него сыграть – уже мой выпуск был из академии.
***
– Были слухи, что ты мог перейти в «Спартак». Когда этот вариант только появился, о чем подумал?
– В «Спартак» как раз тогда пришел Газизов, было интересно, что в итоге у него получится. Но от «Динамо» был конкретный интерес, еще Лига Европы была в силе. Перешел, провел все матчи в основе. Прошел год и я рад, что оказался в «Динамо».
– Отец говорил, что ты до сих пор хранишь форму «Спартака», которую тебе выдали в детстве.
– У меня нет спартаковской формы дома. Надо будет спросить у него, я что-то давно ее не встречал. Сейчас у меня все только в синих цветах.
– Ты вспомнил про еврокубки. Тот самый выезд в Грузию: что это было?
– Это никак нельзя объяснить. Не могу сказать, что это какой-то недонастрой – готовились, разбирали. Видели, что у них хорошая команда и легко нам не будет.
– Есть еще ведь и политический подтекст.
– Ну, да. Понятно, что они там отмечали эту победу всей Грузией еще неделю. Не знаю, как объяснить это. Просто проиграли. Такое бывает.
– Угроз от болельщиков не поступало?
– Нет, такого не было.
***
– Ты не праздновал гол в ворота «Краснодара». Так будет всегда?
– Посмотрим, когда забью второй гол.
– А что по поводу «Уфы?»
– Если забью им, то буду праздновать.
– А в чем разница?
– Потому что в «Краснодаре» я вырос, стал футболистом, личностью. А «Уфа»… Если говорить про первый круг, когда был Евсеев и многие ребята из той команды, я бы не праздновал. Потому что тренерский штаб с Евсеевым сделал из меня, футболиста ФНЛ, игрока сборной России. Сейчас это уже другая команда: другой тренер, многие ушли. Я буду делать свою работу и отпраздную гол, если забью.
– Была информация, что тобой интересуется «Зенит». Такие переходы возможны – из «Динамо» в «Зенит» или из ЦСКА в «Спартак»?
– Я сейчас рад, что нахожусь в «Динамо». Никуда не собираюсь уходить. Но никогда не говори «никогда».
– Как обустроился в Москве?
– Живу в Химках, рядом с базой. Планирую обосноваться в Москве, смотрю недвижимость. Может, куплю в ближайшее время. Родители в родном Тихорецке, никуда не хотят переезжать. Попробовали пожить в Краснодаре – им там было сложно, для них это слишком большой город. Они устают, а Москва – это вообще чересчур. Когда приезжали ко мне – сразу были выхолощены. Город забирает энергию, тут такой ритм… Сейчас строим им дом в Тихорецке.
– Что с личной жизнью?
– У меня есть девушка. Не хотел бы загадывать, насколько это серьезно.
– Ну, девочки будут читать, и увидят: «У-у, всё, занято».
– Тогда надо убрать этот момент из интервью, ха-ха. Ладно, это все шутки: девушка есть и все хорошо.
– Ты начитанный, умный парень. Такое редко встречается в футболе. Что ты последнее прочитал?
– «Коллекционер» Джона Фаулза. Я чаще всего художественную литературу читаю. Но иногда могу и про войну, психологию. Сейчас с собой взял только художественную: «Аэропорт» Артура Хейли, например. И еще одну книжку – «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Девушка как раз подарила. С Кузяевым, кстати, обсуждали ее: он сказал, мол, ничего такая, нормальная.
***
Фомин в игре за сборную России
– Ты следишь за телеграм-каналами журналистов и инсайдеров. Какие каналы читаешь?
– Минутка рекламы? Ха-ха! «Инсайды от Карпа», все читайте! Я не открываю целенаправленно что-то, чтобы прочитать про себя. Вот, про тренера «Спартака», например, интересно стало – посмотрел. На самом деле, я читаю не так много каналов. Есть в подписках «динамовский» канал, Костя Алексеев ведет. Дерунца читаю. «Футбольный Биги» есть, Вася Уткин, Илья Геркус.
– У тебя нет машины. Как так получилось?
– Ну, бывает – нет желания. Была бы цель – пошел бы учиться и все сдал. Со временем планирую получить права, выучить знаки. Хотя, мне комфортнее в такси, честно говоря.
– Ну, наверное смотришь на тачки у пацанов в «Динамо»?
– Да, неплохие есть.
– У кого лучше?
– У Шунина.
– Bentley у него?
– Нет, другая уже. Не буду говорить. Ну, автопарк в «Динамо» хороший. Если говорить о марках, которые мне нравятся, то это Mercedes.
– Гелик или купе?
– Гелик точно не нравится. Может, джип какой-то или купе.
– Ты мечтаешь поехать в путешествие в США. Почему?
– Я бы и в другие страны съездил. Просто с детства смотришь фильмы про Нью-Йорк – это же другой мир вообще. Хочется побывать, посмотреть, как люди живут. Чтобы не только по телевизору смотреть, как в Америке все плохо, а самому, вживую глянуть.
– На концерт бы сходил? Условного Drake.
– Я бы лучше на НБА или НХЛ пошел. На любой матч, такое точно на всю жизнь запомнилось бы. Ну, наверное, с большим интересом сходил бы на «Бруклин» или «Лейкерс» – посмотреть на Леброна, застать легенду.
– Смотрел «Евровидение»?
– Нет, не интересно.
– А за каким нефутбольным событием ты пристально следил в последний раз?
– За теннисом – когда Медведев играл с Джоковичем недавно.
– В команде кто-то увлекается теннисом?
– Пока не общался об этом с ребятами. Вот, в отпуске поиграл. Я пока очень слабый в этом деле. Так, попробовал, чтобы разнообразить тренировки – было интересно.
– У ребят из сборной спрашивали: что вы знаете о Дании и Финляндии? Почти никто ничего не знает. А ты?
– У Финляндии есть нападающий Теэму Пукки, в Англии играет. А у Дании суперигроки: чего стоит один Эриксен или опорник из «Тоттенхэма» Хёйбьерг.
– Наша молодежка играла с датчанами, они разнесли ее в пух и прах. В голове не сидит, что главное с Бельгией нормально стартануть, а с датчанами с финнами – уж как-нибудь, да разберемся?
– Такого опасения нет. Опыт есть и у тренеров, и у игроков. Не думаю, что можно перегореть. Для меня самый интересный матч – первый, с Бельгией. Очень важный, играем в Санкт-Петербурге. Старт всегда важен, поэтому этот матч будет главным. А потом главными будут два других на групповом этапе и так далее.
– На что способна эта переходная, если говорить о смене поколений, сборная?
– Не хотел бы разбрасываться громкими заявлениями. Хочется верить, что эта сборная способна на многое.